В конце ноября прошел Круглый стол на тему: «Улучшение финансирование сельского хозяйства в Кыргызской Республике»

22 ноября 2022г., ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» при поддержке Проекта USAID “Агросоода” организовал круглый стол: “Улучшение финансирования сельского хозяйства Кыргызской Республики”. На мероприятии приняло участие более 60 представителей финансовых институтов, государственных органов, Министерств и ведомств, профильных ассоциаций и экспертов, в частности: Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики; Министерство юстиций Кыргызской Республики; Министерство Цифрового развития Кыргызской Республики; Министерство финансов Кыргызской Республики; Национальный банк Кыргызской Республики;  ГУ СМЭВ «Тундук»; ГУ Кадастр; Государственные и частные нотариусы; Проект USAID «Агросоода»; 15 коммерческих банков и микрофинансовых компаний; Союз банков Кыргызстана; Гарантийный фонд; Ассоциация развития Агропромышленного комплекса Кыргызской Республики; Ассоциация Кыргыз Эт; Кыргызско-Узбекский Фонд развития, а так же представитель финансового портала «Akchabar».

Основной задачей организованного Круглого стола, было обсуждение препятствий на пути развития финансирования сельского хозяйства и определения дальнейших мер по их устранению с вовлечением представителей всех заинтересованных сторон.

Предварительный анализ финансовых продуктов, доступных для фермеров и агробизнеса на юге Кыргызстана, показывает, что существует ограниченный выбор финансовых услуг и в основном это кредиты, которые отличаются только суммой, залоговыми требованиями, сроком и графиком погашения, препятствуют доступу фермеров и агробизнеса к финансам.

Начало мероприятия с приветственным словом и обозначенными позициями открыл Модератор мероприятия в лице Анвара Абдраева, Президента Союза банков Кыргызстана. Он отметил, что в Кыргызской Республике финансирование сельхоз проектов осуществляется в основном коммерческими банками и микрофинансовыми организациями. Доступность финансовых услуг воспринимается, как фундаментальная потребность населения, при этом существуют барьеры, препятствующие доступу к финансированию у сельского хозяйства и требующие разностороннего обсуждения и подхода для их устранения. Определение мер по совершенствованию финансовой законодательной базы, улучшение каналов и расширение точек доступа к финансовым услугам, а так же расширение продуктовой линейки финансовых институтов является для бенефициаров приоритетом. Далее слово было предоставлено Айнуре Айбалаевой, Члену Правления Национального банка Кыргызской Республики, Индире Шаршеновой Заместителю министра цифрового развития КР, Малик-Айдару Абакирову, Председателю Правления ОАО «Гарантийный фонд», Рустаму Балтабаеву, Исполнительному директору Ассоциации развития агропромышленного комплекса и Дэвиду Дайеру, Руководителю проекта USAID «Агросоода», а так же Улуку Кыдырбаеву, Руководителю отдела по созданию благоприятной бизнес среды проекта USAID «Агросоода». Спикеры в своих словах отметили важность развития агропромышленного сектора Кыргызской Республики и устранения существующих барьеров. В частности руководитель проекта USAID, в своей речи сказал, что в то время как фермеры заинтересованы в низких процентных ставках, однако существует ряд преград препятствующих улучшению финансирования сельского хозяйства в Кыргызской Республике. Он отметил, что этот вопрос решить полностью нельзя, но есть возможность внести изменения в процесс получения финансирования, чтобы его упростить. «Стандартизация коммуникация и цифровизация позволяют сократить расходы. Существуют законы по залогам и ставкам, они были созданы, чтобы упростить выдачу кредитов. И даже если вопрос реализации сложный, мы не должны его игнорировать, мы все равно должны его решить. Кыргызстан зависит от сельского хозяйства, и мы должны его развивать»,— отметил он. Так же Заместитель министра цифрового развития КР Индира Шаршенова, отметила, что необходимость уделять особое внимание развитию цифровых навыков населения. «Часто мы сталкиваемся с тем, что нам говорят, нет такой платформы, нет такой возможности, но они есть. Население не знает, как этим всем пользоваться, но мы всегда готовы помочь и объяснить», — рассказала замглавы МЦР.

После приветственных слов, работа Круглого стола продолжилась презентациями приглашенных спикеров и дискуссиями после каждого выступления. Первым с презентацией на тему «Доступность финансовых продуктов для фермеров и агробизнеса на юге Кыргызстана», было предоставлено слово Намазбекову Улану, начальнику управление финансов и бух учета, Министерства сельского хозяйства Кыргызской Республики (МСХ КР), в ходе которого была продемонстрирована информация о сельскохозяйственных кластерах и целях их развития, о ходе реализации проекта «Кредитование агропромышленного комплекса», суммах и количестве выданного финансирования через два госбанка: ОАО «Айыл Банк» и ОАО «РСК Банк» по 9 кластерам: Зерно, Растительное масло, Мясо и мясные продукты, Молоко и молочная отрасль, Сахар, Фрукты и ягоды, Картофель, Овощи и бахчевые, Яичное производство, а так же Лизинг скота и Лизинг Техники.

После выступления представителя МСХ КР, с презентацией «Барьеры в финансировании сельского хозяйства» с включением информации итогов круглого стола «Улучшение финансирования сельского хозяйства» при участии банковского сообщества, который был организован в г.Ош 25 октября 2022г., выступил Келдибаев Максат, Эксперт по доступу к финансам Проекта USAID «Агросоода». Он обозначил текущую ситуацию и существующие проблемы по доступу к финансированию в сельском хозяйстве Кыргызстана, в частности на юге нашей республики. Основные тезисные точки были охарактеризованы и представлены как: Большая раздробленность пахотных земель и очень большое количество маленьких фермерских хозяйств; В 2020 г. насчитывалось 342 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств 110 тысяч индивидуальных предпринимателей; По данным национального статистического комитета за 2019 год на одно крестьянское хозяйство приходилось 3,1 Га посевных земель и 2.5 голов крупного рогатого скота,  что показывает о размерах хозяйств; На юге Кыргызской Республики, где плотность населения выше и проживает более половины сельского населения, земель приходящихся на сельские хозяйства еще меньше, то есть 1,5 га  на хозяйство. Была так же затронута информация об основных направлениях кредитования в КР, таких как торговля (26%), сельское хозяйство (20%), потребительское кредитование (16%), ипотека (10%) и строительство (8%) и др. Барьерами в финансировании сельского хозяйства были обозначены высокие процентные ставки, внушительный список документов при обращении за сельхоз кредитом с залогом, проблемы с залоговым обеспечением. То есть во многих случаях сельские жители не имеют документов на недвижимость, документы не зарегистрированы в установленный срок или должным образом, к тому же грамотное оформление недвижимости требует значительных финансовых средств и времени, это связано с низкой правовой и финансовой грамотностью населения. Помимо этого существует проблема связанная с низким уровнем беззалогового кредитования сельскохозяйственных проектов. Были выявлены и озвучены проблемы связанные с трудностями при регистрации залогового обеспечения, то есть с процедурами, сопровождающиеся наличием большой очереди в государственных нотариальных конторах и требующая значительных денежных и временных затрат. Были представлены основные этапы оформления договора залога недвижимого имущества такие как: 1. сбор и приведение в соответствие с требованиями законодательства документов для регистрации залога; 2. нотариальное удостоверение сделки у нотариуса (может быть удостоверено как государственным, так и частным нотариусом. В последнем случае увеличиваются финансовые и временные затраты заемщика); 3. наложение запрета на предмет залога в государственной нотариальной конторе; 4. регистрация договора залога/договора о внесудебном порядке обращения предмета залога в ГУ «Кадастр». Было заявлено о необходимости упрощения регистрации залогового обеспечения. В целях оптимизации процессов оформления залога многими экспертами предлагается возможность законной отмены нотариального удостоверения договора залога. В случае регистрации договора залога в ГУ «Кадастр» из четырех перечисленных этапов останется только один — регистрация договора залога в ГУ «Кадастр». В этом случае упростится и процедура снятия запрета в ГУ «Кадастр». К тому же, уже были внесены изменения в законодательство, порядок заключения договоров купли-продажи недвижимого имущества, дарения, отчуждения иного имущества их можно заверить в ГУ «Кадастр», минуя нотариальные конторы.

В части внесения изменений в НПА Национального банка КР, в положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском», необходима регистрация в Государственных органах для кредитов более 250 000 сом кроме физических лиц, где существуют ограничения по бланковым кредитам в 250 000 сом, а так же дополнительные требования договоров, актов, счет-фактур, накладных и других соответствующих документов по целевому использованию кредита/ов на сумму более 250 000 сом и требования к бизнес плану свыше 3,5 млн. сом. Предлагалось увеличить суммы по указанным требованиям. В продолжении в выше обозначенным предложениям, был затронут не маловажный факт того, что существует неполное отражение собственности в справках о наличии скота. Справки о наличии скота выдаются через портал электронных услуг «Тундук», где отражаются данные только по крупному рогатому скоту. Необходимо дополнительно заверять эту справку через айыл окмоту, где последние от руки дописывают наличие остального скота, как лошади и мелкий рогатый скот.

Дополнительные запросы государственными нотариусами, то есть нотариусы запрашивают дополнительные адресные справки, несмотря на то что предоставляются справки об  отсутствии или наличии обременений (форма-4). Закон «О залоге» гласит, что если одно обязательство исполнено и в течение срока действия договора, то залог может обеспечить последующие обязательства, если в них участвуют те же стороны. Но государственные нотариусы, заставляют сельчан снимать запрещение на залог, переоформлять и заново заверять договора залога. Так же существуют ограничения в перезалоге недвижимости более 3-х раз, когда законом нет ограничений в перезалоге обеспечения по кредиту и существует запрос справок о семейном положении (холост, женат и т.д.), несмотря на то, что государственные нотариусы имеют доступ к порталу государственных услуг (https://portal.tunduk.kg) и могут скачать справку с QR кодом, подтверждающий достоверность предоставленной информации. Помимо этого есть запросы на физическое присутствие сотрудников банка при снятии запрета на залог недвижимости. После выполнения обязательств, банки выдают доверенности на снятие запрета самим собственникам, В северных областях страны снятие запрета владелец залога оформляет сам и нет необходимости сотруднику банка быть вместе. На юге Кыргызстана физическое присутствие представителей банка вместе с заемщиками, выплатившими кредит, является обязательным. Получаются двойные стандарты. И опять таки нотариусы не умеют пользоваться порталом системы межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», что вновь создает трудности в получении финансирования.

В завершении презентации была также обозначена проблема с выплатой товарных кредитов. Фермеры отказываются погашать товарные кредиты, в связи с тем, что в начале года им были предоставлены некачественные семена через сельхоз департаменты. Банки просили отменить выдачу не свойственных им операций по выдаче сельхоз товаров, в частности семена в кредит, так как эти операции увеличивают долю проблемных кредитов.  Необходимо поддерживать поставщиков качественных семян и предоставить возможность сельхоз производителям самим выбирать качественные семена наличными деньгами.

После презентации барьеров и существующих проблем, была довольно оживленная дискуссия с участием представителей Министерства юстиций и государственных нотариусов, а так же Национального банка КР и Министерства цифрового развития КР. На которой были приведены доводы с каждой из сторон.

Согласно программе мероприятия далее выступил со своей презентацией Токтосунов Жакшылык, исполняющий обязанности директора ГУ «Кадастр» на тему «Процедуры регистрации  ограничений прав при залоге недвижимого имущества». Был сделан обзор нормативно-правовой базы регулирующий регистрацию ограничений прав. Далее был затронут договор о залоге недвижимого имущества который должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации с учетом особенностей земельного законодательства. Было обозначено, что государственная регистрация прав является достаточным доказательством существования права и обременения (ограничения), а также сделки с недвижимостью. Отсутствие государственной регистрации прав, вытекающих из сделки, влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной, а право недействительным.

В своей презентации, Токтосунов Жакшылык так же отметил, что залог предприятия как имущественного комплекса (который включает недвижимое и движимое имущество, должен быть зарегистрирован в уполномоченном государственном органе по регистрации прав на недвижимое имущество по месту нахождения предмета залога, также дополнительно может быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав требования на движимое имущество по усмотрению залогодержателя). Залог недвижимого имущества на основании закона (ипотека в силу закона) — залог, возникающий при приобретении недвижимого имущества с использованием заемных денежных средств (кредита) банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного иным юридическим или физическим лицом. Залогодержателем при этом является банк или иная кредитная организация, предоставившая денежные средства (кредит), либо иное юридическое или физическое лицо, предоставившее целевой заем на приобретение недвижимого имущества. К ипотеке в силу закона соответственно применяются правила о залоге, возникающем в силу договора об ипотеке, если законом не установлено иное.

Был продемонстрирован порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним осуществляется на основании заявления правообладателя или его доверенного лица. С заявлением на государственную регистрацию имеют право обратиться: 1) собственник; 2) залогодержатель. — Регистрация осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих часов, Регистрация залога производится на основании представленного договора о залоге в двух экземплярах. Кроме того, если предметом договора является земельный участок, к договору о залоге обязательно должен быть приложен план земельного участка. В случае если вместе с договором о залоге заключалось соглашение о порядке обращения взыскания на предмет залога во внесудебном порядке, которое являлось его неотъемлемой частью, на регистрацию предоставляется как договор о залоге, так и названное соглашение. При этом штамп о государственной регистрации ставится как на договоре о залоге, так и на соглашении. Соглашение о порядке обращения взыскания на предмет залога во внесудебном порядке, заключенное отдельно в период действия договора о залоге, подлежит государственной регистрации. В случае составления собственником жилой недвижимости ипотечной закладной, на регистрацию предоставляется ипотечная закладная, которая должна содержать условия, предусмотренные статьей 36-2 Закона Кыргызской Республики «О залоге». Если ипотечная закладная предоставлена на регистрацию вместе с договором о залоге, документы принимаются на основании одного заявления. При этом штамп о государственной регистрации ставится как на договоре о залоге, так и на ипотечной закладной. Ипотечная закладная, заключенная отдельно в период действия договора о залоге, подлежит государственной регистрации. Меры по упрощению порядка регистрации договоров залога: Инициирован проект Закона Кыргызской Республики “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (Постановление Правительства Кыргызской Республики от 2 марта 2018 года № 121, входящий № 6-4641/18, 12.03.2018 г.) где предлагается обязательное нотариальное удостоверение договоров залога исключить. Проект одобрен в первом чтении и направлен на рассмотрение во втором чтении. На государственном портале электронных услуг реализована услуга по подаче заявлений на регистрацию прав и ограничений прав на недвижимое имущество в режиме реального времени.

После данной презентации возникла бурная дискуссия между представителями нотариусов и ГУ «Кадастр», в части технической возможности ГУ «Кадастр» обслуживать большой поток обращающихся лиц.

После обсуждений возникших вопросов, выступил Бекбоев Эльчибек, Главный специалист, Управления нотариата и аппостилирования. В своем выступлении представитель Министерства юстиций проинформировал о проводимых министерством мероприятиях, а так же представил возможность высказаться коллегам государственным и частным нотариусам г. Бишкек, представляющие Первомайский, Ленинский и Свердловский нотариаты и ОО «Нотариальная палата КР».

О цифровом взаимодействии субъектов сельскохозяйственного предпринимательства и финансовых институтов, с онлайн демонстрацией возможностей гос портала «Тундук», выступил Аманатов Чынгыз, Директор ГУ СМЭВ «Түндүк» при Министерстве цифрового развития Кыргызской Республики. Были продемонстрированы технические возможности интеграции с СМЭВ «Тундук» и готовность руководства обсуждать возникшие и возникающие вопросы с каждой заинтересованной стороной.

О повышении эффективности проекта «Кластерного финансирования», в своей довольно информативной презентации рассказал Балтабаев Рустам, Исполнительный директор Ассоциации развития агропромышленного комплекса, членами которой являются более 90 членов Ассоциации.

Были представлены очень интересные данные по опросу отечественных производителей сельхоз продукции.

Далее в ходе выступления, Рустам Балтабаев продемонстрировал основные проблемы Проекта «Кредитование агропромышленного комплекса» (КАПК):

  • Заявленная Кабинетом министром КР сумма 10 млрд. фактически не была выделена банкам;
  • Отсутствие эффективного метода распределения кредитных средств между агрегаторами и фермерами. применение метода «социального финансирования».
  • Методы реализации проекта не соответствуют изначальной концепции КАПК
  • долгие сроки рассмотрения заявок;
  • Отсутствие альтернативных механизмов для обеспечения кредита. Требования об обязательном твердом залоге;
  • Отсутствие объективной и справедливой оценки залогов;
  • Недостаточное информирование о проекте КАПК среди сельхозпроизводителей в регионах.

После были предложения Ассоциации по реализации поставленных задач проекта КАПК:

  • Методы реализации проекта «КАПК» должны соответствовать изначальной концепции проекта;
  • Применение стратегии, направленной на развитие и конкурентоспособного сельского хозяйства (не на снижение социального напряжения);
  • Ввести ограничение на расширение списка кластеров, участвующих в проекте «КАПК». На данный момент список выходит за рамки 9 социально значимых продуктов питания;
  • Установить срок рассмотрения кредитных заявок в течении 20 рабочих дней, но не более 60 календарных дней с момента подачи заявки;
  • Ставить рассмотрение заявок по кластерному финансированию в приоритетном порядке;
  • Применять объективный подход оценки залогов (рыночная стоимость согласно независимой оценке умножить на коэффициенты банка);
  • Учитывать нагрузку филиалов и сотрудников в зависимости от сезонности, чтобы не было задержек в рассмотрении;
  • Определить один филиал в каждом банке, который будет рассматривать заявки агрегаторов для оперативности и обеспечении компетентного рассмотрения со стороны опытных банковских специалистов;
  • Предоставить открытый доступ к спискам получившим кредитные средства.

Относительно Гарантийной поддержки субъектов МСП в сельском хозяйстве, сделал свою презентацию заместитель Председателя Правления ОАО «Гарантийный фонд» Таласбаев Эрик Нурдинович, где он рассказал об основных целях фонда и Приоритетных отраслях, таких как Сельское хозяйство, Переработка сельскохозяйственной продукции, Промышленность и Туризм. Далее более детально была представлена информация о предоставляемых индивидуальных гарантиях в рамках таких инструментов как: Индивидуальные гарантии – действует 5 индивидуальных продуктов, в т.ч. Продукты для получения коммерческих кредитов, лизинга и банковских гарантий. Максимальная сумма гарантии составляет 100 млн. сомов; Портфельные гарантии СРПГ – портфельные гарантии ОАО «ГФ», в рамках которых на принципе «автоматизма», производится регистрация кредитов от 315 тыс. сомов до 10 млн. сомов; Портфельные гарантии МРПР – портфельные гарантии, в рамках Проекта Министерства финансов КР, производится регистрация кредитов от 315 тыс. сомов до 3,15 млн. сомов на принципе «автоматизма». За время деятельности ОАО «ГФ» выдал 2 810 гарантий на сумму 4,5 млрд. сом, что позволило банкам выдать кредиты на сумму 16,3 млрд. сом.

Сотрудничество с 18 коммерческими банками, двумя фондами развития и 3 микрофинансовыми компаниями:

Выданные гарантии в разрезе отраслей с начала деятельности, по сумме:

Выданные гарантии в разрезе регионов с начала деятельности, единиц

Гарантийный фонд обозначает Барьеры в доступе к финансовым ресурсам в следующей последовательности: Высокие процентные ставки по кредитам; Высокие требования в залоговому обеспечению; Недостаточная длительность сроков кредитования;  Недостаточность предоставления товарных кредитов поставщиками; Отклонения заявок на получение финансирования. И определяет пути решения таким образом: Увеличение капитала банков с долей государственного участия; Привлечение долгосрочных кредитов и  инвестиций в банковский сектор; Реализация государственных программ целевого финансирования; Дальнейшее развитие гарантийной системы; Развитие факторинговых сделок.

После выступил Сейлакунов Азизбек, Начальник Службы по оценке залогов, ОАО «Айыл Банк» на тему «Оценка земельных участков сельскохозяйственного назначения», в которой он дал определение и цели оценки имущества, землям сельскохозяйственного назначения и как рассматриваются данные земли в качестве объекта залога.

В ходе своего выступления, представитель ОАО «Айыл Банк», дал краткую информацию о том, что:  Право получить в залог земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения предоставляется исключительно банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям, получившим лицензии или свидетельства Национального банка Кыргызской Республики, а также лицам, отвечающим требованиям статьи 6 Закона КР «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»; Земельные доли или участки сельскохозяйственного назначения, временное право собственности, на которые перешло банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям, продаются на открытых аукционных торгах лицам, указанным в статье 17 Закона «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»; Банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, которые приобрели временное право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, обязаны осуществить отчуждение данных земельных участков в течение двух лет с момента возникновения временного права собственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Был описан процесс оценки имущества, необходимые документы для идентификации объекта, виды стоимости имущества. На примере был показан расчет оценочной стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения:

Оценочная стоимость заложенного имущества должна покрывать сумму выдаваемого кредита и начисленные проценты за год. По краткосрочным кредитам  до 1 года — на срок кредитования, так как Банк должен быть уверен, что в случае реализации залога сумма выручки будет достаточной для покрытия непогашенной части обязательств.

Были предоставлены методы оценки: Сравнительный и доходный методы. В случаях, когда для оценки залогового имущества применяются более одного  метода оценки, рыночная стоимость имущества устанавливается по наименьшей из стоимости, рассчитанной разными методами оценки.

Немаловажным моментом были отмечены Этические нормы оценщика, где требуются, чтобы оценщик был добросовестным, беспристрастным, непредвзятым, независимым  и соблюдал условия конфиденциальности. Важно, чтобы вывод о значении стоимости строился на посылках исключающих возможность получения заранее определенного результата. И Ответственность оценщика, за проведение качественной и объективной оценки несет специалист, непосредственно проводивший эту оценку.  Мера ответственности определяется в соответствии с законодательством КР и утвержденными положениями банка.

Таким образом было продемонстирована возможность принятия в залог земель сельскохозяйственного назначения банками и МФО. Однако есть определенные ограничения в части принятия в залог земель финансовыми институтами с иностранным участием в капитале.

С обзором лизинговой деятельности, далее выступил Кербенбаев Урмат, Начальник отдела сопровождения сделок Управления Лизинга ОАО «Айыл Банк», где было рассказано о первых лизинговых операциях сельхозтехники по госпрограмме в 2011 году, Внедрения новых направлений: лизинг племенных животных, авто-лизинг в 2019г., и Внедрения лизинга коммерческой недвижимости и экспресс-лизинга в 2023г.

Продолжил круглый стол на тему «Религиозные убеждения по отношению к традиционным финансовым инструментам» Талант Керимбаев, Эксперт в области Исламского финансирования. Директор Департамента «Исламское дело» ОАО «Айыл Банк». Он дал четко понять, что финансирование по Исламским принципам, это финансирование с теми же процентными ставками в иной форме, а так же не стоит ожидать крупных инвестиционных вливаний из зарубежных фондов арабских стран. Были так же обозначены ряд других сложностей в финансировании по Исламским принципам и необходимо повышать финансовую грамотность в этом направлении тоже.

Завершил мероприятие с подробной презентацией на тему «Повышение финансовой грамотности сельскохозяйственных производителей» Кубаныч Мусуралиев, Начальник отдела финансовой грамотности НБКР.

Сделав обзор по уровню финансовой грамотности было рассказано о проводимой работе, в том числе и в рамках государственной программы повышения финансовой грамотности.

Вкратце прошло обсуждение, в том числе вопросов необходимости повышения осведомленности и компетенций в области сельского хозяйства у заемщиков и сотрудников ФКУ.

После всех дискуссий следовавших после презентаций и выступлений спикеров, была озвучена Резолюция Круглого стола, которая была обозначена в предлагаемых рекомендациях в адрес: Министерств, НБКР, Союза банков Кыргызстана и Международным институтам развития, в частности Проекту USAID «Агросоода».

Было рекомендовано проводить один раз в год Круглый стол, посвященный вопросам улучшения финансирования сельского хозяйства КР. Все участники согласились, что очередной Круглый стол «Улучшения финансирования сельского хозяйства КР» состоится во второй половине 2023 года.

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.