Предложение, изложенное мной в ниже представленном тексте, не является чем- то новым — это старый, апробированный во многих странах, подход организации инвестирования в экономику в период рецессии или спада. У нас он много раз обсуждался на разных уровнях, включая Правительство и НБКР, но до принятия решения о его практическом применении дело никогда не доходило. Всегда появлялись оппоненты, приводившие кучу аргументов против использования этого подхода и утверждавших, что у нас он не сработает. Хотя, на самом деле, основной причиной придерживаться этой позиции всегда было одно — стремление просто избежать личной ответственности за не очень понятный, результат.
Однако сегодня, на мой взгляд, «времени на раскачку нет» и вопрос привлечения инвестиций в структурную реорганизацию экономики актуален как никогда. Известно, что в самом широком смысле «инвестировать» это значит расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем, поэтому здесь всегда работают два фактора: время и риск. Иными словами эта ожидаемая сумма должна поступить по времени позже или может вообще не поступить. Поэтому главным фактором отказа инвестировать всегда является неопределенность. И именно этот фактор сегодня доминирует в экономике Кыргызстана, к тому же надо отметить, что он значительно усилен уже устоявшейся тенденцией падения потребительского спроса населения. Эту тенденцию подтверждают результаты исследования уровня бедности, проведенные НСК Кыргызстана, в расчете по потребительским расходам. Так если уровень бедности по стране в целом по этому показателю в 2019 году составил 20.1%, а по городу 14.7% и 23.2 % по селу, то в 2020 году 25.3% по стране и 18.3%, 29.3% соответственно, по городу и селу. Но уже в 2021году по стране в целом — 33.3% и такая же процентная доля, была определена как по городскому, так и по сельскому населению. Кстати, стоит обратить внимание также и на оценку доли многомерной бедности, в 2020 году она составила по городскому населению — 30.7%. а по сельскому — 42.8%.
Здесь же нельзя упускать из виду еще и то, что высокая плотность концентрации населения вокруг черты бедности, в рамках этой тенденции, неизбежно, увеличивает вероятность перехода существенной части населения из категории небедных в категорию бедных.
Между тем, проблема отсутствия эффективного финансового рынка, а также возможности организовать целевое бюджетное финансирование проектов обновления отдельных компаний или структурной перестройки отраслей в условиях неопределенности – это болезнь, которую в свое время преодолевали многие страны. В частности, вот подход к организации инвестирования, который был успешно реализован в: Германии, Японии, Южной Корее и на Тайване, — это создание финансово — промышленных групп (ФПГ) с использованием прямого программно — целевого финансирования со стороны центрального банка страны.
Надо отметить, что при реализации различных проектов в рамках этого подхода не бывает такого, чтобы методология, реализованная в какой – либо стране, один к одному была применима и в другой. И это нормально. Поэтому надо выискивать не риски и их теоретическое обоснование, прикрывая этим свое стремление уйти от ответственности, а, наоборот, надо искать новые и нестандартные, не применявшиеся другими, технические и проектные решения.
Так вот, основной проблемой, препятствующей принятию решения о создании ФПГ в Кыргызстане, считается проблема правовых взаимоотношений собственности и контроля принятия решений, которая возникает между коммерческим банком и не финансовой (производственной) компанией, включаемых в состав ФПГ.
Кратко суть этой проблемы состоит в следующем:
-можно ли разрешить банкам быть держателями контрольного пакета акций не финансовой компании и осуществлять свои права акционеров;
-можно ли не финансовым компаниям быть держателями контрольного пакета акций банка, оказывая влияние на решения принимаемые руководством банка.
Существующая сегодня у нас модель взаимоотношений «банк — не финансовая компания» запрещает такое взаимодействие. Эта модель взята из практики, принятой в США. Но я еще раз повторюсь, модель банковской системы США — это далеко не типичный случай, а вернее, — это больше исключение, чем правило. И еще, банковская система создается не для себя самой, а для обслуживания экономики, а экономики США и Кыргызстана смешно даже предположить к сравнению.
В идеале ФПГ, — это вертикально интегрированный холдинг. Например, группа «Газпром» в России, а в Японии, по существу каждая ТНК имеет свой банк, например, японский банк «Mitsubishi UFJ Financial Gruop» один из крупнейших в мире в секторе проектного финансирования. В такой системе коммерческий банк сам себе создает основного заемщика, рост и развитие которого обеспечивает устойчивость и жизнеспособность самого банка. Тут же замечу, что на первых этапах создания ФПГ, не финансовые предприятия в группе должны быть в форме классического комбината (на входе — один или два вида сырья или материалов; на выходе — широкая линейка готовых экспортных продуктов). При этом производственные мощности этих предприятий, должны быть ограничены в рамках только основного производства, тогда как функции всех вспомогательных производств и служб, на контрактной основе, распределяются среди ряда самостоятельных частных предприятий.
Это первое и важное условие. Таким образом, часть рисков перераспределяется на уровень этих частных предпринимателей, которые сознательно принимают на себя эти риски, участвуя процессе конкуренции за контракт. В то же время, эти частные производители, представляющие различные услуги и продукты (складские помещения и транспорт, а также разные виды тары, фурнитуру и даже мелкие комплектующие), в свою очередь, для себя создадут собственную финансовую систему, например в форме кредитных союзов, которые, в случае необходимости, могут кредитоваться банком группы.
Вторым условием минимизации фактора риска в ФПГ является реальное, а не «бумажное» внедрение системы корпоративного управления во всей организационной и функциональной структурах ФПГ. Особо отмечу, что все сделки в ФПГ должны готовиться и реализовываться открыто, на взаимном интересе всех трех субъектов договора (центральный банк — коммерческий банк – предприятие производитель). Иными словами, должна быть создана система взаимного интереса, оформляемая в форме соответствующих юридических договоров. Кроме того, необходим консенсус политического интереса власти с тем, что предварительно надо создать и запустить потенциал экономического роста и только потом — обеспечивать рост уровня жизни населения.
В ситуации, когда власть не может внятно определить основные направления реорганизации структуры экономики и четко указать целевые точки роста в ней, рискну предложить, как вариант для обсуждения, следующие сектора нашей экономики, требующие модернизации:
-информационные и биотехнологии, фармацевтика и расходные медицинские материалы и изделия;
-текстиль, пошив и фурнитура;
-продукты мясо- молочного производства;
-ликероводочные и безалкогольные изделия;
-транспортная инфраструктура и строительные материалы;
-инфраструктура здоровья и физкультуры, туризм.
Не менее важно при этом, ориентироваться на широкую специализацию регионов страны (создание региональных кластеров) в том или ином виде производств. Естественно, предприятие — претендент на рассмотрение для включения в состав ФПГ, с своей стороны, должен привлечь соответствующего инвестора (капитал, технологии, менеджмент).
Сразу отмечу, что на пути реализации такого проекта немало препятствий и трудностей, причем не только технического и правового характера, но и чисто системного, требующих очень не простых решений. Прежде всего, это относится к решениям формирования организационной и функциональной структур холдинга, а также создания и запуска техпроцесса переучета векселей, и его правового и кадрового обеспечения. Также отмечу, что особое значение приобретают решения по организации эффективного проектного анализа и создания процесса принятия решений, обеспечивающего минимизации рисков коррупции.
И еще, буквально пару слов о работе госчиновников. Сегодня их главная и принципиальная задача, это: с одной стороны, отбирать, поощрять и принуждать предприятия к выходу на экспортные рынки; а с другой, — отбраковывать и банкротить тех, кто не справился с этой задачей. При этом, госчиновники могут предлагать и обосновывать свое предложение по тому или иному кандидату, для включение в состав ФПГ, однако, окончательное решение остается за руководством холдинга.
Бишкек, февраль – март 2023 г.