Ищем возможности для роста инвестиций

Азамат Токбаев

Предложение, изложенное мной в ниже представленном тексте, не является чем- то новым — это старый, апробированный во многих странах, подход организации инвестирования в экономику в период  рецессии  или   спада. У нас он много раз обсуждался на разных уровнях,  включая  Правительство  и  НБКР,  но  до принятия решения  о его  практическом применении  дело никогда не доходило. Всегда  появлялись   оппоненты, приводившие  кучу аргументов  против использования  этого подхода  и утверждавших, что у нас он не сработает.  Хотя,  на самом деле, основной  причиной  придерживаться этой позиции всегда было одно — стремление просто избежать личной ответственности за не очень понятный, результат.

Однако сегодня, на мой  взгляд,   «времени  на  раскачку нет»  и вопрос  привлечения  инвестиций в  структурную реорганизацию  экономики  актуален как  никогда. Известно, что в  самом широком  смысле  «инвестировать» это значит  расстаться с деньгами  сегодня, чтобы  получить   большую их сумму  в будущем,  поэтому  здесь  всегда работают  два фактора:  время и риск. Иными словами эта  ожидаемая  сумма  должна поступить по времени позже  или  может  вообще  не поступить. Поэтому главным   фактором  отказа  инвестировать  всегда является  неопределенность. И  именно  этот  фактор  сегодня  доминирует  в экономике  Кыргызстана, к тому же  надо отметить, что он  значительно  усилен  уже устоявшейся  тенденцией падения потребительского спроса населения. Эту тенденцию    подтверждают  результаты исследования уровня  бедности, проведенные НСК Кыргызстана,  в расчете по потребительским расходам. Так если   уровень бедности по стране в целом  по этому показателю в  2019 году  составил 20.1%,   а  по городу 14.7%  и 23.2 % по селу, то в  2020 году  25.3%  по стране и 18.3%,   29.3% соответственно, по  городу и селу.   Но уже в 2021году  по стране в целом — 33.3% и такая  же процентная  доля,  была определена  как  по городскому,  так и по сельскому населению.  Кстати, стоит обратить внимание также  и на оценку доли многомерной  бедности, в  2020 году  она составила по  городскому населению —  30.7%.  а  по сельскому  — 42.8%.

Здесь же  нельзя упускать из виду еще и  то, что высокая плотность  концентрации населения вокруг черты бедности, в  рамках этой тенденции, неизбежно, увеличивает вероятность перехода существенной части населения из категории небедных в категорию бедных.

Между тем,  проблема  отсутствия эффективного финансового рынка,   а также   возможности организовать целевое бюджетное финансирование  проектов обновления  отдельных компаний  или структурной  перестройки отраслей  в условиях  неопределенности – это болезнь,  которую в свое время преодолевали  многие  страны.  В частности,  вот  подход к организации инвестирования,  который был успешно  реализован  в:   Германии,   Японии,  Южной Корее и на Тайване, — это  создание  финансово — промышленных групп  (ФПГ) с  использованием  прямого программно — целевого  финансирования со стороны центрального банка страны.

Надо отметить, что при реализации  различных  проектов  в рамках этого подхода не бывает такого, чтобы  методология,  реализованная в какой – либо стране, один к одному была применима и в другой.  И это нормально. Поэтому надо выискивать не риски  и их теоретическое обоснование, прикрывая этим  свое стремление уйти от ответственности, а, наоборот, надо искать новые и нестандартные, не применявшиеся другими,  технические и проектные решения.

Так вот,  основной  проблемой, препятствующей  принятию  решения о создании  ФПГ  в Кыргызстане,  считается  проблема правовых взаимоотношений  собственности и контроля  принятия решений, которая возникает между коммерческим банком и  не финансовой (производственной) компанией, включаемых  в состав ФПГ.

Кратко суть этой проблемы  состоит в следующем:

-можно  ли разрешить  банкам  быть  держателями контрольного пакета акций не финансовой компании и осуществлять свои права  акционеров;

-можно  ли  не  финансовым  компаниям быть держателями контрольного пакета акций  банка,  оказывая  влияние  на решения принимаемые руководством банка.

Существующая  сегодня у нас  модель  взаимоотношений  «банк — не финансовая компания»  запрещает  такое взаимодействие. Эта модель взята из  практики, принятой  в США. Но   я еще раз  повторюсь, модель банковской системы США —   это далеко не типичный случай, а  вернее,  —  это  больше исключение,  чем правило.  И  еще,  банковская  система  создается  не для себя самой, а для обслуживания  экономики, а  экономики  США и Кыргызстана  смешно  даже  предположить к  сравнению.

В  идеале ФПГ, — это вертикально  интегрированный холдинг. Например, группа «Газпром» в России, а в Японии, по существу каждая ТНК имеет свой банк, например, японский банк «Mitsubishi UFJ Financial Gruop» один из крупнейших в мире  в  секторе  проектного финансирования.  В такой системе  коммерческий   банк сам себе создает основного заемщика, рост и развитие которого обеспечивает устойчивость и жизнеспособность самого банка. Тут же  замечу, что на первых этапах  создания ФПГ, не финансовые предприятия в группе  должны быть  в форме  классического  комбината (на входе —  один или  два вида  сырья или  материалов;  на выходе — широкая линейка готовых экспортных продуктов). При этом производственные  мощности   этих предприятий,   должны  быть ограничены  в рамках только основного производства, тогда как функции всех  вспомогательных  производств  и служб, на контрактной основе,  распределяются  среди  ряда самостоятельных частных  предприятий.

Это  первое и   важное  условие.  Таким образом, часть рисков  перераспределяется на уровень этих частных  предпринимателей,  которые  сознательно принимают на себя  эти риски,  участвуя процессе    конкуренции  за контракт. В то же время, эти частные  производители, представляющие  различные  услуги и продукты (складские помещения и транспорт, а также  разные  виды тары,  фурнитуру  и даже мелкие комплектующие),  в свою очередь, для себя создадут собственную финансовую систему, например в форме  кредитных союзов, которые, в случае необходимости, могут кредитоваться банком группы.

Вторым условием минимизации   фактора риска  в  ФПГ  является   реальное,  а не «бумажное» внедрение  системы корпоративного  управления  во всей  организационной и  функциональной  структурах  ФПГ. Особо отмечу, что  все сделки  в ФПГ  должны готовиться  и реализовываться   открыто, на взаимном  интересе всех  трех  субъектов договора (центральный банк — коммерческий банк – предприятие производитель). Иными словами,  должна  быть создана система  взаимного интереса, оформляемая в  форме  соответствующих юридических договоров. Кроме того, необходим  консенсус  политического интереса  власти  с  тем, что предварительно  надо  создать  и запустить потенциал  экономического  роста  и только потом  —  обеспечивать рост  уровня жизни населения.

В ситуации, когда  власть  не может  внятно  определить основные направления  реорганизации структуры экономики и четко указать целевые точки  роста  в ней,  рискну предложить,  как вариант  для обсуждения,  следующие  сектора нашей экономики, требующие  модернизации:

-информационные  и  биотехнологии, фармацевтика и расходные медицинские материалы  и изделия;

-текстиль, пошив  и фурнитура;

-продукты  мясо- молочного  производства;

-ликероводочные  и безалкогольные  изделия;

-транспортная  инфраструктура  и  строительные материалы;

-инфраструктура  здоровья и физкультуры, туризм.

Не  менее  важно при этом, ориентироваться на  широкую специализацию  регионов  страны (создание региональных кластеров) в том или ином виде  производств. Естественно, предприятие — претендент на рассмотрение  для включения  в состав ФПГ, с своей стороны, должен  привлечь  соответствующего инвестора (капитал, технологии, менеджмент).

Сразу  отмечу, что  на пути реализации  такого проекта  немало  препятствий и  трудностей,  причем не  только   технического и правового характера, но и чисто системного, требующих очень не простых решений. Прежде  всего,  это относится к решениям     формирования  организационной и функциональной  структур  холдинга,  а также  создания  и запуска   техпроцесса  переучета  векселей,  и его правового и кадрового обеспечения. Также отмечу, что  особое значение  приобретают решения  по организации  эффективного  проектного анализа  и создания  процесса принятия решений, обеспечивающего минимизации  рисков  коррупции.

И еще,  буквально  пару слов  о  работе госчиновников.  Сегодня их  главная  и принципиальная  задача, это: с одной стороны,   отбирать,   поощрять и принуждать  предприятия  к  выходу на экспортные  рынки;  а с другой, — отбраковывать и  банкротить тех,  кто не справился  с этой  задачей. При этом, госчиновники  могут  предлагать и обосновывать свое предложение по тому или иному кандидату,  для включение в состав ФПГ,  однако,  окончательное решение остается за руководством холдинга.


Бишкек,  февраль – март 2023 г.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.