Препятствия в развитии зеленой экономики и пути их решения

Популярность зеленой экономики в Кыргызстане набирает обороты. В 2018 году Жогорку Кенешем была принята Концепция зеленой экономики в Кыргызской Республике «Кыргызстан — страна зеленой экономики». В 2019 году Правительство КР разработало Программу развития зеленой экономики Кыргызской Республики 2019 — 2024.

Государство приняло ряд важных документов направленных на развитие зеленой экономики, то есть на перевод бизнеса на дружественные к окружающей среде практики. Однако для достижения этой цели принять комплекс мер направленных на стимулирование бизнеса посредством государственных регулятивных механизмов не достаточно. Реализация этих важных государственных документов по развитию зеленой экономики возможна только тогда если будет, во-первых, сформирован устойчивый спрос на рынке, а во-вторых обеспечена финансовая составляющая.

Чтобы найти ответы на эти вопросы в Бишкеке 14 ноября 2019 года была проведена конференция на тему «Перспективы развития зеленой экономики частным сектором Кыргызстана». На конференции организованной ОБСЕ, Центром климатического финансирования Правительства Кыргызской Республики, Зеленым Альянсом Кыргызстана и Союзом банков Кыргызстана участвовали представители государственных структур, международных организаций, неправительственного сектора и бизнеса.

Участники конференции выяснили что деньги на развитие зеленой экономики Кыргызской Республики могут быть получены в виде грантов из Зеленого климатического фонда, куда сегодня, согласно Парижскому соглашению Конвенции ООН об изменении климата, стекаются миллиарды долларов из богатых стран для адаптации к изменениям климата, а значит и для развития зеленой экономики в странах развивающихся. В 2015 году Кыргызстан подписал, а в 2019 году ратифицировал Парижское соглашение Конвенции ООН об изменении климата, и теперь наша страна может подавать заявки на получение финансов из ЗКФ. Однако получить доступ к этим средствам как выяснилось не так уж-то и просто. По словам экспертов Зеленого климатического фонда необходимо разработать страновые проектные предложения на сумму более 100 миллионов долларов, на что естественно может потребоваться длительное время. Затем эти проектные предложения должны пройти согласование с экспертами Зеленого климатического фонда, и только после этого заявку можно будет считать готовой, и начинать официальные процедуры по согласованию. Эксперты Зеленого климатического фонда, опираясь на предыдущий опыт других стран, отмечают, что на весь этот процесс может потребоваться до 5 лет. Другими словами если Кыргызстан сейчас начнет разрабатывать проектные предложения для Зеленого климатического фонда, то страна получит эти финансовые средства через 5 лет. Более того, средства из ЗКФ выделяются пост-фактум, то есть на уже реализованные этапы проектов. Соответственно Кыргызстану необходимо где-то изыскать начальные средства на реализацию проектов, которые будут потом покрыты финансами из ЗКФ. Данное решение создателей ЗКФ очень даже логично, они хотят избежать ситуации банального нецелевого использования выделенных средств. Таким образом, можно предположить, что принятые концепция и программа развития зеленой экономики могут заработать в полную силу, в лучшем случае, через 5 лет… Государственным органам ответственным за реализацию программы развития зеленой экономики необходимо уже сегодня начать разрабатывать проектные предложения для ЗКФ. Однако учитывая загруженность госорганов, не стоит рассчитывать, что их сотрудники сами будут инициировать проектные идеи и разрабатывать проектные предложения.

Для решения данной проблемы необходимо при государственных органах ответственных за реализацию программы развития зеленой экономики создать экспертные группы, которые будут инициировать проектные идеи, и разрабатывать проектные предложения для ЗКФ. Экспертные группы могли бы целенаправленно заниматься инициированием и разработкой проектных предложений, что позволило бы существенно выиграть время.

Во-вторых, ни одна экономика, в том числе и зеленая не будет работать, если на рынке не будет сформирован спрос на ее продукцию. Участники конференции выяснили что сегодня на рынке Кыргызстана спрос на продукцию и технологии зеленой экономики пока еще не сформирован. Например, технологии сбережения энергии мало востребованы из-за дешевой электрической энергии и дешевого угля. Спрос на них может быть сформирован только в случае повышения тарифов на электричество и уголь. Также, мало востребованной является продукция органического сельского хозяйства. Это объясняется с одной стороны ее дороговизной, с другой стороны отсутствием устойчивой экомаркировки, которая была бы признана и узнаваема покупателями. Схожая ситуация наблюдается в сфере услуг. Здесь наблюдается рост спроса на продукцию сферы экологического туризма. Кыргызстан в целом приобретает популярность за рубежом благодаря своей чистой и красивой природе что и является основой экотуризма. Однако в этой сфере также отсутствует экомаркировка, что соответственно свидетельствует о хаотичности этого рынка.

Для решения этой проблемы необходимо начать формирование спроса на рынке зеленой экономики. Этого можно добиться посредством повышения осведомленности населения о необходимости повышения тарифов на электроэнергию, уголь, а также популяризации здоровой органической продукции. Кроме того, необходимо развивать экомаркировку во всех отраслях зеленой экономики, что позволит структурировать предложение и стимулировать спрос.

Таким образом, участники конференции рекомендовали правительству и гражданскому сектору: во-первых, создать экспертные группы, которые будут инициировать проектные идеи, и разрабатывать проектные предложения для ЗКФ; во-вторых, повышать осведомленность населения о необходимости повышения тарифов на электроэнергию, уголь, а также популяризировать здоровую органическую продукцию и развивать экомаркировку во всех отраслях зеленой экономики.

 

Авторы: А.Темиркулов, А.Абдраев, К.Абдрахманов, А.Арстанбекова

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.