В последнее время, с подачи независимого экономиста Кубата Чороева, в кругу экономистов и не экономистов широко обсуждается проблема введения режима «валютного комитета».
Сразу замечу, я «за» однако в наших условиях, к сожалению, введение режима «валютного комитета» не возможно и на это есть особые причины. Ниже, я постараюсь показать эти причины.
Но, вначале коротко, буквально два слова, о том, что такое режим валютного комитета. Это режим, в основу которого положены три элемента: фиксация обменного курса, автоматическая конвертируемость, долгосрочный характер действия режима и, при этом, все это закрепляется специальным законом.
Теперь конкретно о причинах.
Первым важным условием успеха введения и эксплуатации этого режима является возможность обеспечить резкий рост притока внешних инвестиций. Это связано с тем, что, в этом случае, внутренние ставки процента будут относительно высоки, а «фиксинг» гарантирует инвестору возможность вывода дохода в валюте на вложенные активы, а также, в случае необходимости, и основной суммы инвестиции, по тому же курсу, по которому он входил на наш рынок. Поэтому, чисто теоретически, инвесторы должны быть заинтересованы в приходе в страну, в которой установлен режим валютного комитета.
Однако, вот в чем наша «загвоздка». Главными и основными условиями прихода в страну внешнего инвестора являются: во-первых, наличие в стране независимой и непредвзятой судебной защиты бизнеса, осуществляющей свою деятельность на уровне международных стандартов и, во- вторых, отсутствие коррупции. Сегодня эти два показателя отбрасывают нашу страну в оценке уровня инвестиционного климата, где- то на 103 место из 150, подвергнутых исследованию и, при этом, у нашей власти не заметно ни воли, ни интереса, — взять и кардинально изменить это положение.
Вторым, обязательным условием успеха является необходимость резкого наращивания конкурентоспособного экспорта, причем имеющего значительную долю добавленной стоимости.
Однако, за последние годы правительством подготовлено и запущено в действие много различных стратегий, планов и проектов, измеряемых, скорее весом, чем эффективностью, но «а воз и ныне там». Сегодня можно с уверенностью констатировать: у правительства нет четкой промышленной политики и целевой программы ее реализации, а также нет знаний и практических навыков структурной реорганизации экономики. А пока лишь напомню, для оценки 265%,- это отношение внешнего долга к экспорту за 2015 год.
Третьим обязательным условием успеха является долговременное 100% резервирование денежной базы. Иными словами, размер денежной базы НБ КР, номинированный в валюте по «фиксингу», должен быть, как минимум, равен объему его международных резервов, причем на долгосрочной основе.
Однако, сегодня есть веские причины для сомнения в том, что НБ КР сможет выдержать это условие, при эксплуатации режима валютного комитета. В чем суть этого сомнения?
Прежде всего, это чрезвычайно высокий дефицит текущего счета платежного баланса, — почти 20% ВВП. Отсюда, при любых изменениях, причем сегодня вполне возможных у наших основных торговых партнеров, может возникнуть ситуация недостаточности средств, необходимых для финансирования этого дефицита, обычный, в этом случае, результат, — это уход инвесторов из страны, причем он будет реализован в условиях фиксированного обменного курса и автоматической конвертации валюты.
Теперь давайте посмотрим, в каких условиях будет происходить этот выход инвесторов. По данным Баланса Международных Инвестиций Кыргызстана на 01.10.2015г. общий объем обязательств нашей страны составил -10.0 млрд. $, объем активов — 3.4 млрд. $ (включая неприкасаемые резервы НБ КР -1.7 млрд. $).
Иными словами, обязательствам в 10.0 млрд. $ противостоят резервы НБ КР, которые: во- первых, имеются всего лишь в размере 1.7 млрд. $; во- вторых, они имеют следующую структуру: 144.0 млн. $ золото, 184.1млн. $ -СДР (МВФ) и 429.9 млн. $- ценные бумаги (правда, ликвидные). Как видите у НБ КР возможности для маневра, в условиях валютного комитета, по существу отсутствуют.
Итак, если не работают два первых фактора, то тогда третий обязательно сработает, причем в любой момент. Но если два первых — работают и, при этом работают эффективно, то тогда третий сам постепенно сходит до приемлемого уровня.
Замечу, именно так выводили на рост свои экономики «тигры» юго-востока Азии, организуя работу своих экономик в условиях режима валютного комитета.
Бишкек, апрель 2016.