Почему у нас нельзя вводить режим валютного комитета, — эксперт Азамат Токбаев

currency board

В последнее время,  с  подачи  независимого экономиста Кубата Чороева,   в кругу   экономистов  и не экономистов  широко обсуждается  проблема введения   режима   «валютного  комитета».

Сразу  замечу,  я  «за»  однако  в  наших условиях,  к сожалению,   введение   режима  «валютного комитета»  не возможно  и  на это есть особые  причины.  Ниже,  я постараюсь  показать  эти  причины.

Но,  вначале  коротко, буквально два слова,  о том,  что такое режим  валютного  комитета.   Это режим,  в основу  которого  положены три  элемента: фиксация обменного курса, автоматическая  конвертируемость,  долгосрочный характер  действия режима  и,  при этом,  все это  закрепляется  специальным законом.

Теперь    конкретно о   причинах.

Первым  важным условием  успеха  введения и эксплуатации  этого режима  является  возможность  обеспечить  резкий рост   притока внешних инвестиций. Это связано с тем,  что, в  этом  случае,  внутренние  ставки процента  будут  относительно высоки,  а  «фиксинг»    гарантирует  инвестору возможность  вывода  дохода  в  валюте на  вложенные активы,  а также,  в случае необходимости,  и  основной  суммы инвестиции,   по  тому же курсу,  по которому  он  входил  на наш  рынок.   Поэтому,  чисто теоретически,  инвесторы  должны быть  заинтересованы  в  приходе  в  страну,  в   которой  установлен  режим валютного  комитета.

Однако,  вот  в чем  наша «загвоздка». Главными  и основными  условиями  прихода в страну  внешнего инвестора  являются: во-первых,  наличие в стране  независимой и непредвзятой судебной  защиты  бизнеса, осуществляющей свою деятельность на уровне  международных стандартов  и,   во- вторых,  отсутствие коррупции. Сегодня  эти два показателя  отбрасывают нашу страну в  оценке уровня   инвестиционного климата,    где- то  на 103  место из 150, подвергнутых исследованию  и,  при  этом,   у нашей власти   не  заметно   ни  воли,   ни  интереса,  — взять и   кардинально   изменить  это   положение.

Вторым, обязательным  условием успеха  является  необходимость  резкого  наращивания  конкурентоспособного  экспорта, причем имеющего  значительную  долю  добавленной стоимости.

Однако,  за последние   годы  правительством  подготовлено и запущено  в действие   много  различных стратегий, планов и проектов,  измеряемых, скорее  весом,   чем эффективностью,  но   «а  воз и ныне там». Сегодня  можно с уверенностью  констатировать: у правительства  нет  четкой     промышленной политики  и целевой  программы ее реализации,  а также  нет  знаний и практических навыков  структурной реорганизации   экономики.  А пока  лишь  напомню, для оценки  265%,- это   отношение  внешнего долга  к экспорту  за 2015 год.

Третьим  обязательным условием  успеха  является  долговременное  100%  резервирование  денежной базы. Иными  словами,  размер  денежной базы НБ КР, номинированный  в валюте по  «фиксингу»,   должен   быть,   как минимум,   равен  объему его международных   резервов,  причем    на долгосрочной основе.

Однако,   сегодня   есть  веские причины  для   сомнения  в том, что    НБ КР  сможет  выдержать это условие,  при   эксплуатации  режима  валютного комитета.  В чем   суть этого сомнения?

Прежде  всего, это  чрезвычайно  высокий дефицит  текущего  счета платежного баланса, — почти  20% ВВП.   Отсюда,  при любых  изменениях,    причем   сегодня  вполне возможных  у наших основных  торговых партнеров,  может  возникнуть  ситуация    недостаточности   средств, необходимых   для финансирования  этого дефицита,  обычный,  в этом случае,  результат, — это   уход  инвесторов  из страны,  причем он  будет   реализован в   условиях  фиксированного обменного  курса  и  автоматической конвертации  валюты.

Теперь  давайте  посмотрим,  в  каких  условиях   будет  происходить этот выход инвесторов. По  данным   Баланса  Международных Инвестиций Кыргызстана  на  01.10.2015г.  общий объем  обязательств нашей   страны  составил   -10.0  млрд. $,   объем активов — 3.4 млрд. $ (включая  неприкасаемые резервы  НБ КР -1.7 млрд. $).

Иными словами,  обязательствам  в 10.0  млрд. $    противостоят резервы  НБ КР,  которые:  во- первых,    имеются   всего лишь  в размере 1.7 млрд. $;  во- вторых,  они  имеют  следующую  структуру:  144.0 млн. $ золото, 184.1млн. $ -СДР  (МВФ) и  429.9 млн. $- ценные бумаги  (правда,  ликвидные).  Как видите  у НБ КР возможности  для маневра,   в условиях валютного комитета,  по существу отсутствуют.

Итак,  если  не работают  два  первых фактора, то тогда   третий     обязательно сработает, причем   в  любой момент. Но  если  два  первых  — работают  и,  при этом  работают  эффективно,  то тогда  третий  сам   постепенно  сходит  до   приемлемого  уровня.

Замечу, именно так  выводили  на рост  свои экономики  «тигры»  юго-востока  Азии,  организуя  работу своих  экономик  в условиях   режима  валютного комитета.

 

Бишкек, апрель 2016.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.