Решить проблему с прозрачностью работы обменных бюро в Кыргызстане можно только путем исключения обменных бюро из списка субъектов, лицензируемых Нацбанком и возможное их преобразование в другие юридические формы со всеми вытекающими из этого обязательствами в части внутреннего контроля и по предоставлению полной отчетности регулятору.
Именно преобразование обменных пунктов и исключение обменных бюро из деятельности на финансовом рынке, которые осуществляют свою деятельность по патенту, а не их полное закрытие, предлагают депутаты Жогорку Кенеша. Об этом сообщила парламентарий Гюльшат Асылбаева.
Такой выход из сложившейся, вокруг обменок, ситуации также увеличит ответственность владельцев перед своими работниками (официальное трудоустройство) и положительно скажется на налоговых поступлениях в бюджет государства, так как сейчас обменные бюро работают по патенту и платят налоги несравнимо меньше, чем другие финансовые организации, добавила депутат.
Право проводить обменные операции с наличной иностранной валютой предлагается оставить банкам, кредитным союзам, микрофинансовым и микрокредитным компаниям, имеющим соответствующие лицензии на данные операции.
Это будет отвечать и пожеланиям Нацбанка, который предлагал реформу на рынке еще в 2015 году и высказался в поддержку обсуждаемых изменений сейчас.
Такое изменение в законодательстве призвано решить две важные проблемы на обменно-валютном рынке – это некорректное предоставление отчетов Национальному банку со стороны обменных бюро и адекватность налогообложения оборотам обменных бюро.
Проблема отчетов
Непрозрачность на обменно-валютном рынке ведет к глобальным для государства проблемам, в том числе и по обязательствам страны перед международными/ межправительственными организациями, такими как ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Понижение рейтинга Кыргызстана этой организацией грозит ограничительными мерами по финансовым операциям для субъектов экономики, что несет колоссальный урон Кыргызской Республике.
Только по официальным данным за 2019 год объем наличных операций обменных бюро перевалил за 733 млрд сомов. Это в 1.7 раза больше, чем все наличные и безналичные операции по обмену валюты со стороны коммерческих банков страны, которые составили всего 437.5 млрд сомов.
Если к этому добавить операции теневого сектора экономики, то объемы у обменных бюро будут еще выше. Как отмечает Асылбаева, говорить о полной отчетности, сдаваемой обменными бюро в Национальный банк, говорить не приходится: «Мы понимаем, что вся теневая экономика обслуживается именно в обменных бюро, и можем с уверенностью говорить, что их реальные обороты несопоставимо выше показываемых».
Адекватное налогообложение
К множеству проблем по прозрачности работы обменных бюро добавляются упущенные возможности государства по налогообложению, указывают депутат Асылбаева. Сегодня обороты обменных пунктов несоразмерно больше налоговым отчислениям с их стороны.
Обменные бюро в Кыргызстане работают по патенту и платят всего лишь от 6 тысяч до 15 тысяч сомов в месяц. Так, наивысшая ставка патента для обменок в 15 тысяч сомов действует в центре Бишкека. Уже на «Дордое» за патент нужно заплатить всего 6 тысяч сомов.
Преобразование обменных бюро в другие юридические формы положительно скажется, как минимум на трех факторах – это повышение прозрачности, увеличение справедливого налогообложения, которое будет зависеть от реального объема операций, а также увеличение защищенности сотрудников обменных пунктов.
По оценкам Национального банка, сейчас в этой сфере занято от 450 до 1350 человек. Тут опять же большой разброс цифр связан с отсутствием прозрачности, отмечает депутат Асылбаева. По ее словам, инициатива депутатов предполагает, что все эти люди перейдут на официальное трудоустройство и получат положенные им по закону социальные гарантии.
Обороты в 733 млрд сомов и работа по патенту. Что не так с обменными бюро Кыргызстана?