Кыргызстан улучшает свои позиции в мире по уровню гендерного равенства, все больше вовлекая женщину в политическую и бизнес-среду. Это подтверждает первый Национальный форум женщин Кыргызстана с участием более 1000 участников со всей Республики и других стран, который прошел в Бишкеке весной 2015 года. По словам организаторов, фонда «Инициатива Розы Отунбаевой», мероприятие было приурочено сразу к двум значимым датам: в 2015 году международное сообщество отмечает 20 лет принятия Пекинской платформы действий по улучшению положения женщин и девочек, и, 15 лет резолюции Совета безопасности ООН по признанию значения женщин в поддержании мира, миротворчестве и постконфликтном восстановлении.
Об экономической активности женщин в Кыргызстане, а также о расширении доступа к финансированию для женщин-предпринимателей, о возможностях и трудностях, о работе и проектах Банка «Бай-Тушум», направленных на поддержку и развитие женского предпринимательства рассказала Генеральный Менеджер Банка «Бай-Тушум» Гульнара Шамшиева.
— Гульнара Жаманкуловна, «Бай-Тушум» — это молодой Банк, получивший банковскую лицензию Национального Банка Кыргызской Республики в ноябре 2012 года. Но ведь история организации началась намного раньше? Расскажите, пожалуйста.
Гульнара Шамшиева:
— Да, верно. «Бай-Тушум» работает на финансовом рынке с 2000 года, начав свою деятельность в 1997 году в качестве международного проекта в рамках программы монетизации «Food for Progress», проводимой американской НПО ACDI/VOCA. В этом году (2015) «Бай-Тушум» отмечает свой юбилей – 15 лет успешной деятельности на благо поддержки предпринимателей, создания рабочих мест, финансового вовлечения населения отдаленных регионов и участия в социальном и экономическом развитии Кыргызстана.
За эти 15 лет «Бай-Тушум» прошел трудный, но интересный путь. Вслед за всеми значимыми преобразованиями, проводимыми в Кыргызстане, развивалась и менялась наша организация. За этот период мы стали одним из крупнейших финансовых институтов в Кыргызской Республике с общими активами в размере 7,6 млрд сомов, обслуживая более 60 тысяч клиентов.
Три года успешной деятельности с момента получения банковской лицензии показали, что на рынке Кыргызской Республики появился сильный участник банковской системы. Сегодня Банк «Бай-Тушум» входит в шестерку крупнейших банков Кыргызстана по размеру кредитного портфеля и в девятку по размеру активов и привлеченным средствам.
— Вы обслуживаете более 60 тысяч клиентов. Среди них корпоративные клиенты, представители малого и среднего бизнеса, фермеры и т.д. Почему именно поддержка женщин-предпринимателей стала особым направлением в реализации социальной миссии Банка?
Гульнара Шамшиева:
— Во всем мире женщины с детьми наиболее уязвимы и не защищены в плане безработицы, и мне, как женщине, понятны все проблемы и чаяния женщин с детьми.
Не секрет, что многие работодатели не любят брать на работу женщину, тем более с маленьким ребенком. В отдаленных сельских регионах, безработица заставляет женщину все чаще задумываться об открытии своего дела. Обязательства перед семьей, детьми стимулируют женщину на успешную работу. И пусть пока женское предпринимательство в Кыргызстане не столь популярно, как в других развитых странах, самое главное, что наши женщины хотят заниматься бизнесом. И задача Банка — поддержать их в этом не простом, но важном решении.
— Есть уже какие-то положительные результаты работы Банка в этом направлении?
Гульнара Шамшиева:
— Безусловно. За последние 4 года Банк профинансировал женщин на сумму более 5 млрд. сом. Кроме того, за период реализации проектов, специально разработанных для женщин-предпринимателей и реализуемых Банком совместно с партнерами по всей республике, более 2000 женщин, занятых в сфере текстильного и швейного производства, переработки сельскохозяйственного сырья, а также туристическом бизнесе, прошли обучение основам ведения бизнеса. Так, за счет кредитов, направляемых в производство, сельское хозяйство и сферу услуг, Банк профинансировал бизнес-идеи 42% женщин от кредитного портфеля Банка, что позволило им раскрыть свой предпринимательский потенциал и наладить свой бизнес.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие программы Банк реализовывал в последнее время?
Гульнара Шамшиева: Особенно хочу отметить программу «Женское лидерство в малом и среднем бизнесе», реализуемую с 2014 года банковской группой «Бай-Тушум» совместно с американской международной организацией развития ACDI/VOCA, итоги которой были подведены 28 августа. Программа была разработана для женщин-предпринимателей с целью развития их бизнеса и поддержки роста предприятий, через обучение и оказание технической помощи. За период реализации проекта по всей республике 1 200 женщин-предпринимателей, занятых в сфере текстильного и швейного производства, переработки сельскохозяйственного сырья, а также туристического бизнеса, прошли обучение основам ведения бизнеса. 100 участниц стали победительницами конкурса бизнес планов и получили гранты для развития собственного дела.
Кроме того, Банк поддерживает женщин-предпринимателей и в рамках другого проекта «Поддержка женского предпринимательства» в сотрудничестве с Азиатским Банком Развития. Проект предусматривает поддержку женского предпринимательства путем обучения и предоставления доступа к финансированию.
Отдельное внимание уделяется южному региону. Так, в мае этого года завершился конкурс «Начни свой бизнес», реализованный совместно с Ассоциацией Агробизнесменов Кыргызстана «Жер Азыгы». Конкурс был направлен на продвижение экономических возможностей развития женщин-предпринимателей в Оше, Баткене и Джалал-Абаде. Банк выступил Генеральным спонсором конкурса и определил общий призовой фонд конкурса в 1 миллион сом! За время конкурса подали заявки около 272 начинающих предпринимательниц в возрасте от 18 до 45 лет. По итогам первого тура более 35 женщин прошли обучающий курс по бизнес-планированию, предпринимательству и лидерству. После двухнедельного тренинга и сессий, проведенных представителями местных бизнес-ассоциаций и частного бизнеса, участницы были приглашены для презентации своих бизнес-планов и рассмотрения отборочной комиссией из числа местных экспертов. Заявки предпринимателей включали, например, такие инициативы как открытие детского сада, постройка теплицы, создание цеха по производству текстиля. Все эти проекты и мероприятия нацелены на популяризацию и внедрение эффективных механизмов поддержки, направленных на увеличение числа женщин-предпринимателей.
Согласно решению отборочной комиссии финалистами конкурса стали 14 человек, общий фонд гранта составил 1 миллион сом. Также для поддержки инновационных бизнес-планов другие участницы получат кредиты с низкими процентными ставками и льготное финансирование Start up по линии Фонда Кива.
— У вас большой опыт в сфере финансирования малого и среднего бизнеса. Можете ли выделить какие-то сферы предпринимательства, которые относятся к традиционно «женским»?
Гульнара Шамшиева:
— Многолетняя практика показывает, что в некоторых сферах женщины не только не уступают мужчинам, но и способны вести бизнес гораздо успешнее. Это: индустрия красоты и здоровья (парикмахерские, фитнес-клубы, центры красоты), швейный бизнес и рукоделие, образование для детей и взрослых: частные детские сады и различные курсы, мелкая оптовая и розничная торговля, предприятия быстрого питания, туристические услуги: гостиницы, гостевые дома, туристические сервисы и т.д. Бизнес среди сельских женщин в основном развивается в форме малого бизнеса: ателье, аптеки мелкооптовые магазины, производство и продажа сувениров, надомный труд
— С какими трудностями сталкиваются женщины, которые решили начать бизнес?
Гульнара Шамшиева:
— Расширение возможностей занятости женщин, повышение их экономического статуса является одним из механизмов обеспечения гендерного равноправия и тесно связано с повышением благосостояния населения, как на селе, так и в городской местности. Однако, трудности, которые испытывают женщины-предприниматели при организации своего бизнеса, зачастую не дают возможности для полного раскрытия потенциала женского предпринимательства в силу ряда причин, которые включают: финансовые проблемы, низкую финансовую грамотность, отсутствие опыта и квалификации, отсутствие бизнес-плана, льгот и иных механизмов поддержки женщин при налогообложении, кредитовании, регистрации, ограниченность льготных кредитов из-за трудностей залогового обеспечения; недостаточная поддержка со стороны государства по обеспечению материально-технической помощи и сбыта продукции.
Несмотря на все трудности, среди наших клиентов-женщин очень много успешных примеров, когда женщины начинали бизнес с «0», и со временем добились больших успехов благодаря своей целеустремленности и труду. Большинство наших клиентов очень ответственно и эффективно ведут свой бизнес. Взяв в банке один кредит, они стараются отдать его как можно быстрее, и только в случае крайней необходимости открывают дополнительную кредитную линию.
— В будущем, какие можно выделить тенденции в развитии женского предпринимательства в Кыргызстане?
– Я думаю, что в ближайшей перспективе доля участия женщин в экономике, а также в управлении средними и крупными компаниями будет расти, будет продолжаться увеличение занятости женщин в малом и среднем бизнесе. Для этого нужна также и государственная поддержка, просто частной инициативы, как наша, крайне недостаточно.
Что касается долгосрочных перспектив, хочется верить, что количество женщин-руководителей будет увеличиваться в крупных компаниях, женское предпринимательство будет переходить на более высокий уровень: если это было малое предпринимательство, то его рост – в среднее, а среднее – в крупное. Я уверена, что со временем наше государство сможет решить все проблемы и положительно воздействовать на рост роли женщин в деловых и политических сферах деятельности.