Cостоялось расширенное заседание Наблюдательного и Координационного советов ФБА ЕАС

21 июня 2018 года в Москве в штаб-квартире Финансово-банковской ассоциации ЕвроАзиатского сотрудничества, состоялось расширенное заседание Наблюдательного и Координационного советов ФБА ЕАС. Предметом обсуждения на заседании, помимо текущей деятельности Ассоциации, стал вопрос перспективы формирования единого платежного пространства ЕАЭС. В заседании приняли участие члены Наблюдательного и Координационного советов ФБА ЕАС, руководители финансово-банковских ассоциаций Европы и Азии, руководители и представители профильных департаментов Евразийской экономической комиссии, Центрального банка РФ, ведущих международных банков и платежных систем.

С приветственным словом к собравшимся обратились Тимур Мекешевич  Жаксылыков –  Председатель Наблюдательно Совета ФБА ЕАС, Член коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии  по экономике и финансовой политике и Председатель Координационного совета  ФБА, Исполнительный вице-президент РСПП Александр Васильевич Мурычев. Затем Председатели советов  и  Генеральный директор ФБА ЕАС Березовой О.В. вручили  дипломы о вступлении в Ассоциацию новым членам и награду Ассоциации – Почетный знак ФБА ЕАС.

Докладчиком по основному вопросу заседания выступила  Председатель Правления НП «Национальный платежный совет» (НП НПС), член Наблюдательного совета ФБА ЕАС   Обаева Алма Сакеновна.  Она  ознакомила присутствующих с анализом статистических показателей – индикаторов развития, характеризующих современную ситуацию с платежной инфраструктурой в странах ЕАЭС за последние 7 лет. Анализу подверглись такие показатели, как доля наличных денег в денежной массе пяти стран ЕАЭС, соотношение ВВП на душу населения к доле наличных денег в денежной массе и количеству пользователей интернета в стране, количество и объем трансграничных переводов физических лиц, осуществляемых через системы денежных переводов из/в РФ.

Далее предложения  Национального платежного совета  по созданию единого платежного пространства ЕАЭС (ЕПП) осветил в своем выступлении Советник НП «Национальный платежный совет» Лисицын Андрей Юрьевич.

Ключевыми элементами предлагаемой Концепции создания единого платежного пространства А. Лисицын назвал обеспечение свободы платежей: снятие валютных ограничений, либерализация (централизация) валютного контроля, гармонизация монетарных политик, развитие единой инфраструктуры платежей и расчетов, создание единой системы обмена финансовыми сообщениями, гармонизация регулирования в целом.

Говоря об основных принципах перехода к ЕПП, А. Лисицын назвал прозрачность, скоординированность надзорных политик и проактивность наднациональных институтов. Также он остановился на вопросах расширения показателей платежной статистики и необходимости создания, курируемого ЕЭК, объединенного ресурса информирования граждан государств-членов ЕАЭС о предлагаемых на территории ЕАЭС услугах, лучших практиках их предоставления, порядке и условиях предоставления услуг (лицензии, ограничения трансграничного предоставления услуг и т.п.).

Решением заседания стало предложение для руководства Евразийской экономической комиссии:

  1. включить в разрабатываемые в настоящее время Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС и Соглашения о гармонизации законодательства в сфере финансового рынка разделы, описывающие подходы и конкретные меры по формированию в ЕАЭС всех элементов единого платежного пространства, включая:
  • механизмы осуществления единой монетарной политики, прежде всего, обеспечения беспрепятственного осуществления платежей и расчетов между резидентами государств-членов членов ЕАЭС в национальных валютах;
  • взаимодействие между национальными платежными инфраструктурами розничных и корпоративных платежей с целью осуществления быстрых и прямых расчетов между резидентами;
  • формирование единой инфраструктуры межбанковских платежей ЕАЭС;
  • формирование единой системы обмена финансовыми сообщениями;
  • создание правовых и организационных условий для предоставления платежных услуг на всей территории ЕАЭС без дополнительного учреждения юридического лица и (или) получения им дополнительных разрешений (лицензий) при наличии таковых в одном из государств-членов ЕАЭС
  1. Проработать вопрос о формировании наднационального комитета финансового надзора для согласования мер воздействия, предпринимаемым к участникам, в частности, платежного рынка, предоставляющим услуги по осуществлению платежей и расчетов между резидентами государств-членов ЕАЭС, с целью недопущения или снижения негативного влияния мер воздействия, применяемых национальными органами надзора.

  1. Расширить применение механизмов «мягкого права» и стандартизации с целью гармонизации подходов государств-членов ЕАЭС в сфере:
  • развития инновационных механизмов в расчетах, основанных, в частности, на использовании QR кодов, смартфоны и т.п.;
  • создания и обращения цифровых активов, включая криптовалюты;
  • регулирования деятельности участников рынка, оказывающих услуги информационно-технического посредничества при осуществлении платежей и переводов (платежные агрегаторы, Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay и др.).
  1. На основе опыта создания и функционирования системы расчетной и клиринговой валюты стран СЭВ, а также создания единой валюты ЕС проработать вопрос о формировании единой инфраструктуры осуществления платежей и взаиморасчетов в национальных валютах, в том числе на основе внедрения единой расчетной цифровой валюты.

 

  1. В целях гармонизации подходов и формирования единой инфраструктуры обеспечения информационной безопасности (кибербезопасности) в сфере платежей и расчетов на пространстве ЕАЭС проработать:
  • концепцию взаимодействия систем антифрод мониторинга и формирование единой системы антифрод мониторинга ЕАЭС;
  • создание единых механизмов противодействия фишингу на пространстве ЕАЭС;
  • формирование единых механизмов ЕАЭС по противодействию использования методов социального мошенничества в платежной индустрии.

 

  1. В целях обеспечения доступности финансовых услуг на всем пространстве ЕАЭС, а также защиты потребителей:
  • создать курируемый ЕЭК объединенный ресурс информирования граждан государств-членов ЕАЭС о предлагаемых на территории ЕАЭС услугах и лучших практиках их предоставления, а также о порядке и условиях предоставления таких услуг;
  • разработать единые подходы к установлению требований к привлечению пользователей, а также к пользовательским интерфейсам.

 

  1. В целях повышения эффективности удаленного обслуживания и обеспечения высоких стандартов противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проработать формирование единого идентификационного пространства ЕАЭС, предусматривающего в том числе:
  • формирование единых механизмов доступа к государственным ресурсам государств-участников ЕАЭС для проверки информации в рамках упрощенных процедур идентификации;
  • формирование рекомендаций органов ЕАЭС по развитию механизма удаленной идентификации, в том числе с использованием видео-, аудио- каналов связи;
  • формирование единых механизмов осуществления удаленной идентификации на пространстве ЕАЭС;
  • развитие института полагания на идентификацию, осуществленную участниками систем противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма других государств-членов ЕАЭС.

 

  1. Обеспечить формирование и опубликование статистики платежной индустрии, в том числе:
  • о видах и количестве провайдеров услуг, показателях их деятельности;
  • о составе и объемах использования различных платежных инструментов;
  • о количестве счетов, электронных кошельков и т.п.;
  • об объемах переводов, тарифных ставках, суммах уплаченных комиссий;
  • о количестве пользователей различных платежных услуг и инструментов.

В заключительном слове Председатель Координационного совета АЛЕКСАНДР МУРЫЧЕВ поблагодарил участников заседания за активную, профессиональную и заинтересованную дискуссию.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.